7 критических ошибок при заказе сайта

1) Первая и самая большая ошибка клиентов состоит в том, что они сосредотачивают свои усилия на выборе студии, а не формулировке задач, которые должен решать сайт. Выбор студии чаще всего осуществляется двумя способами: либо опросить студии для выяснения соотношения «цена/качество», либо посоветоваться со знакомыми, у которых уже есть опыт создания сайтов. И в том, и в другом случае предсказать результат очень сложно. Можно конечно надеяться на простое везение, когда выбор в итоге приведет к компетентным специалистам, которые смогут проконсультировать, помочь правильно определить цели сайта и подготовить техническое задание. Но чаще всего результатом работы является некий ресурс в интернете, который не только вызывает недовольство как у клиента, так и у веб-студии, но еще и стоит обычно немалых денег. А еще через несколько месяцев (в среднем от 6 до 24) клиент заказывает новый сайт, пытаясь не наступить на те же грабли, но снова на них наступает.

2) Вторая ошибка состоит в том, что клиент очень редко готов признать свою некомпетентность в вопросах создания сайтов. Особенно если он считает себя «продвинутым пользователем» и знает нескольких html-тегов. Как говорили мудрецы, чем больше человек знает, тем глубже он понимает степень своего незнания. Сотрудники веб-студии обычно не рассказывают клиенту, как именно ему нужно вести свой бизнес, раскладывать товары по прилавкам и общаться с клиентами. В то же время большинство заказчиков сайта стараются настоять на своем понимании цветового решения, композиции, структуры содержания и так далее.

3) Третья ошибка — преувеличение роли дизайна. Конечно дизайн — это та часть сайта, которая видна сразу. И это то, по поводу чего клиент всегда может высказать хоть какое-то свое мнение. Часто это мнение на уровне «нравится — не нравится», и если студия начинает идти на поводу клиента и делать дизайн, «чтобы клиенту понравилось», на этом серьезную работу над сайтом можно считать завершенной. Главная роль дизайна сайта — не мешать пользователям воспринимать информацию. Ключевое слово здесь — «информация». Само собой разумеется, что дизайн должен быть выполнен в фирменном стиле и соответствовать общей визуальной концепции клиента — но не более!

4) Следующая ошибка заключается в попытке погнаться за всеми зайцами сразу. Раз уж мы решили делать сайт, то мы постараемся сделать так, чтобы студия отработала все уплаченные деньги плюс еще столько же. Самая частая ситуация в подобных случаях — клиент ставит задачу сделать активно посещаемый ресурс, при этом не предоставляет интересной и нужной посетителям информации (и отказывается оплачивать ее создание), приводит в пример сайты мировых брендов (зачастую это сделанные на flash промо-сайты), и при этом указывает, что очень важно, чтобы сайт окупался. Удивительно, но веб-студии часто пытаются реализовать данную постановку задачи, надеясь, что в процессе работы все проблемы как-то сами собой рассосутся. В итоге клиент остается недоволен выполненной работой, а студия получает сомнительную работу в портфолио, сомнительный доход и кучу потраченного времени и нервов.

5) Пятая ошибка состоит в том, что клиент воспринимает сайт как продолжение себя (особенно если это владелец бизнеса) или как продолжение своего бизнеса. На самом деле нужно рассматривать сайт как инструмент, с помощью которого зарабатываются деньги. Как еще один ресурс для получения прибыли. Именно в этом случае правильно определяются цели и расставляются приоритеты. В случае некоммерческих ресурсов цели ставятся иные, но мы сейчас рассматриваем именно коммерческие продукты и отношения «клиент — вебстудия».

6) Еще одна ошибка — восприятие сайта как одноразового финансового вложения. Часто клиент не предполагает, что сайт так же, как, к примеру, автомобиль, требует дальнейших финансовых и трудовых вливаний. Начиная с оплаты доменного имени и хостинга и заканчивая оплатой труда тех людей, которые будут сайт обновлять, поддерживать, продвигать в поисковых системах и так далее. Поэтому либо клиент негативно воспринимает информацию о том, что инвестиции в сайт с актом сдачи-приемки работ не закончены, либо поддержка сайта не осуществляется, что делает бессмысленными все предыдущие действия по его созданию.

7) И, наконец, седьмая ошибка — отсутствие критериев оценки при приемке работ. В первую очередь, это касается общей концепции сайта и его дизайна. Именно в этой ситуации наиболее часто возникают проблемы между клиентом и студией, выявляется отсутствие взаимопонимания во взгляде на проект и возникают конфликты. Само собой разумеется, что эти критерии должны быть оговорены и согласованы клиентом и студией в самом начале работы над проектом.

Впервые опубликовано на www.habrahabr.ru 20 марта 2008 г.

Виктория Логачева, 18 мая 2010
Рубрика: Бизнес